Десять рекомендаций по преодолению интернет-зависимости у ребенка

Компьютеры и прочие современные гаджеты стали неотъемлемой частью нашей жизни. Вернуться в прошлое, т.е. совсем лишить ребенка возможности работать за компьютером, сегодня уже невозможно. Но как понять, много или мало ваш ребенок проводит за компьютером? Как отличить «нормальное» пребывание в Интернете от патологической зависимости?

Компьютерная зависимость (и её проявление – Интернет-зависимость) – это коварный и опасный враг. Ребенок может буквально исчезнуть из реального мира, переселившись в мир виртуальный. Это, как правило, ведёт к серьёзной дезадаптации: дети не умеют общаться и выстраивать отношения с живыми людьми (а не виртуальными персонажами); не способны ставить и целенаправленно достигать реальных жизненных целей; они живут в мире игр и иллюзий, и испытывают трудности с реальными учёбой и работой.

Компьютерная зависимость коварна ещё и тем, что возникнув в детстве, она может задержаться на долгие годы. Мы с лёгкостью можем получить инфантильных 30-леток, совершенно не приспособленных к реальной жизни, и «сидящих на шее» у родителей.

Рекомендации родителям

Рекомендация 1. Как узнать, есть ли у моего ребенка компьютерная или интернет- зависимость?

Есть несколько основных признаков, которые указывают на наличие патологической компьютерной зависимости (или интернет-зависимости):

  • Ребенок проводит за компьютером МНОГО времени – более 4 часов в сутки
  • Сидение за компьютером ломает режим дня ребенка (например, ребенок сидит в Интернете по ночам, из-за чего сильно не высыпается)
  • Пребывание за компьютером является приоритетом (т.е. ребенок первым делом садится за компьютер; нигде с ним не расстаётся и т.п.)
  • Компьютер становится интереснее и важнее всех остальных дел – учёбы, общения с друзьями, прогулок на улице, занятий спортом и т.п.
  • Активность ребенка за компьютером однотипна (например, он ТОЛЬКО общается в социальных сетях, или он ТОЛЬКО играет в онлайн-игры, и т.п.)
  • Эмоциональное состояние ребенка прямо зависит от компьютера: пока он «в компьютере», настроение прекрасное, как только нет возможности сесть за компьютер – настроение отвратительное
  • Накапливаются проблемы в реальной жизни. Например, ребенок «не успевает», «забывает» сделать уроки или выполнить домашние обязанности. При этом типичной является ложь, что «это не из-за компьютера».

Рекомендация 2. Сначала разберитесь с причинами!

Рекомендация 3. Начните с себя

Рекомендация 4. Тщательно изучайте ситуацию

Рекомендация 5. Не будьте наивным «чайником»!

Рекомендация 6. Начните дружеский разговор о проблеме

Рекомендация 7. Используйте контроль, но не насилие

Рекомендация 8. Поддерживайте хорошие отношения и повышайте реальную самооценку

Рекомендация 9. Эмоции побеждают эмоции

Рекомендация 10. Перехватывайте «на подходе»!

Сегодня высокие технологии развиваются с космической скоростью. Очень часто дети в своей компьютерной «продвинутости» начинают значительно опережать своих родителей. Они становятся экспертами, а вам достаётся роль наивных «чайников».

Один из способов преодоления зависимости: дать ребенку больше сильных и ярких положительных эмоций в реальной жизни. Реальная жизнь должна стать интереснее, чем виртуальная реальность.