Как помочь отстающим ученикам: советы, приёмы.

В данный момент времени мы будем работать в условиях смешанного обучения, то есть с преобладанием дистанционных технологий. Этому есть ряд причин: во-первых, сейчас из-за второй волны заболевания Covid-19 всё больше школ переходит на удалёнку, во-вторых, стоит сделать упор на индивидуализации учебного процесса, то есть учитывать личные особенности каждого ученика.

В методике преподавания существует понятие «маршрут восполнения проблемных зон» — определение и проработка непонятных тем и сложных моментов. В качестве рабочего инструмента на этом этапе можно взять вариант диагностической карты: прописать в ней УУД, темы занятий, навыки и оценить учащихся. В случае с учениками начальной школы заполнение этой карты придётся взять на себя учителю, а вот ученики постарше могут оценить свои знания самостоятельно.

Проанализировав диагностические карты, учитель может распределить учащихся на три группы: с низкой, средней и высокой успеваемостью.

В этой статье я поделюсь, как работать с учениками первой группы.

Дифференцируем подход

Причины низкой успеваемости могут быть разными: медленный темп работы, сложные темы, лень, в конце концов. В любом случае, неуспевающему школьнику нужно помочь. И хорошо бы на втором этапе определить, в чём проблема каждого конкретного ученика. Если отталкиваться от этого, будет проще определить пути решения.

Вот несколько примеров.

Медленный темп работы — ученик в целом неплохо знает школьную программу, но медленно пишет или ему требуется больше времени на обдумывание. Поэтому он не успевает за другими ребятами в классе, хотя домашние работы обычно выполняет хорошо. В этом случае ему можно выдавать более сложные, но менее объёмные задания, чтобы уравнять общее время выполнения по классу. Или оговорить с ребёнком, что всю работу, которую он не успел сделать на уроке, надо будет выполнить самостоятельно. Чтобы не списывал у одноклассников — выдаём аналогичные задания с другими данными из учебника.

Сложная тема  — это разовая ситуация: ученик в целом неплохо учится, но с какой-то темой возникли трудности, соответственно оценки «поехали» вниз. Обычно уже на следующем уроке всё приходит в норму, но тут важно учитывать психологические особенности детей: кого-то неудачи очень сильно выбивают из колеи, из-за чего могут возникнуть сложности и с последующей учёбой.

Лень — увы, не самая редкая проблема. Переход на смешанное обучение расслабляет: когда у ребёнка есть выбор между домашним заданием и просмотром сериала, выбор часто падает на второе. Здесь два варианта решения проблемы. Первый — ускорить темп работы, создать такие условия, чтобы у школьника не было возможности отлынивать. Если у ребёнка будет определённый лимит времени, возможности отлынивать уже не останется. Такой вариант подойдёт для тех учеников, которых надо вернуть в рабочий режим и напомнить, что нужно учиться.

Второй — заинтересовать ребёнка. Всё же учёба — это не унылая обязанность и не тоскливая альтернатива компьютерным играм и любимому сериалу. Чтобы мотивировать ребёнка учиться, хорошо подойдут и интерактивные упражнения, и задания на смекалку.

Ещё один элемент мотивации — соревнования. Гибкий подход к соревнованию поможет вовлечь всех школьников в участие.

Учитель должен быть не только педагогом, но ещё и психологом, чтобы понимать, когда плохие оценки вызваны ленью, а когда — личными проблемами. На эмоциональное состояние могут влиять сложности в семье, ссоры с друзьями, гормональная перестройка организма. Лучше действовать мягко, чтобы не навредить ребёнку.

Чтобы помочь отстающему ученику, необходимо индивидуализировать подход. При очной форме работы мы как правило используем индивидуальные задания на карточках. А на дистанционном обучении будет удобна цифровая платформа, потому что учителю не надо тратить всё свободное время на сбор заданий из разных источников и последующую проверку. Кроме того, мы можете оградить школьника от возможных насмешек одноклассников — работа на ресурсе будет видна только мне и конкретному ребёнку. При работе можно использовать следующие цифровые платформы: «Инфоурок», «ЯКласс», «МетаШкола» и др.